Следует различать:
а) инвариант образа мира, обусловленный лежащими в его основе социально выработанными опорами - знаниями, и могущий быть единым для всего социума (социально-культурной общности этноса) или для определенной социально-культурной группы внутри социума;
б) вариант образа мира - индивидуально-личностное «видение» мира конкретным человеком через призму личностных смыслов, установок и других компонентов структуры личности.
Такое «видение» допускает два способа оперирования с ним: рефлексивный образ, отделенный от непосредственного действия в мире, в частности восприятия; или непосредственное движение в образе мира, характеризуемое:
а) переключением внимания с одного объекта на другой;
б) динамическими переходами от одного уровня осознания объекта к другому уровню осознания.
Если процесс воспитания имеет своей целью так или иначе направленное формирование личности, то процесс обучения - это формирование социально и когнитивно адекватного инвариантного образа мира как ориентировочной основы для эффективной целенаправленной деятельности в мире, а также правил перехода от ориентировочного к планирующему, исполнительному и контрольному звену этой деятельности.