Следует различать:

а) инвариант образа мира, обусловленный лежащими в его основе социально выработанными опорами - знаниями, и могущий быть единым для всего социума (социально-культурной общности этноса) или для определенной социально-культурной группы внутри социума;

б) вариант образа мира - индивидуально-личностное «видение» мира конкретным человеком через призму личностных смыслов, установок и других компонентов структуры личности.

Такое «видение» допускает два способа оперирования с ним: рефлексивный образ, отделенный от непосредственного действия в мире, в частности восприятия; или непосредственное движение в образе мира, характеризуемое:

а) переключением внимания с одного объекта на другой;

б) динамическими переходами от одного уровня осознания объекта к другому уровню осознания.

Если процесс воспитания имеет своей целью так или иначе направленное формирование личности, то процесс обучения - это формирование социально и когнитивно адекватного инвариантного образа мира как ориентировочной основы для эффективной целенаправленной деятельности в мире, а также правил перехода от ориентировочного к планирующему, исполнительному и контрольному звену этой деятельности.

 

Страницы [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

 

Наверх
  • Мы в социальных сетях