Термин «языковое сознание» ассоциируется с принятым в лингвистике пониманием языка как системы разноуровневых коммуникативных средств и поэтому связывается с гипотезой лингвистической относительности, теорией Л. Вейсгербера, общей семантикой и аналогичными философскими и психологическими концепциями, в той или иной мере восходящими к лингвистической философии и неопозитивизму вообще. Между тем возможно и другое понимание языка - как системы значений, могущих выступать в предметной и вербальной форме. В этом случае традиционный «язык» (языковая система) приобретает маргинальный характер, так как является лишь системой операторов, позволяющих перейти от значения к тексту как единице общения.
В этом плане «языковое сознание» близко к тому пониманию, которое современная российская психология вкладывает в понятие «образ мира». Этот последний есть отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии. Образ мира имеет сложную иерархическую и динамическую структуру.