На уровне лингвометодического обеспечения адаптивность достигается путем входного тестирования и постоянного учета результатов учебной деятельности учащихся, предоставлением выбора темпа предъявления материала и режима работы, варьированием продолжительности этапа обучения и обеспечением возможности запроса вспомогательной информации.
По отношению к пользователю-преподавателю принцип адаптивности реализуется путем предоставления возможности адаптации учебных материалов в зависимости от задач обучения и контингента учащихся посредством модификации баз данных в компьютерных обучающих программах открытого типа и создания новых компьютерных средств обучения с помощью генеративных программ.
Различают два вида адаптации: микроадаптацию (коррекция последующего задания в зависимости от результатов выполнения предыдущего) и макроадаптацию (выбор формы обучения и пути усвоения материала на основе выяснения способностей и индивидуальных особенностей обучаемого с учетом специфики содержания учебного материала).
По степени адаптивности компьютерные обучающие программы делятся на следующие группы:
1) минимально адаптивные, рассчитанные на самого слабого учащегося;
2) частично адаптивные, в которых каждое последующее задание определяется предшествующим ответом обучаемого;
3) адаптивные, учитывающие индивидуальные возможности учащихся на базе обобщения результатов обучения за определенный период либо оказывающие необходимую помощь с целью гибкого управления учебно-познавательной деятельностью.