Трудности говорения зависят от того, что речь подразделяется на диалогическую и монологическую. Отсюда трудности диалогической речи - необходимость постоянного следования за мыслью собеседника. Боязнь ребенка, что он может что-то не понять или не так ответить. Трудность же монологической речи в том, что нужно постоянно поддерживать логичность высказывания, не сбывая с мысли.
Выделяется несколько видов ошибок чтения: ошибки нечеткости речедвигательных процессов и сенсорной неадекватности, ошибки восприятия, ошибки мышления.
Трудности обучения письменной речи обусловлены ее психологической сложностью. Включая в себя все те нервно-мозговые связи, которые необходимо для владения устной речью, письменная речь требует образования целого ряда дополнительных ассоциаций. При письме добавляются еще зрительно-слуховые и речедвигательно-моторно-графические связи.