Взаимная неприязнь, стремление видеть в каждом человеке потенциального врага, заведомо опасного человека - явление историческое. В старом мире человек постоянно сталкивается с несправедливостью, бездушием, научился всех подозревать, никому не выражать доверия, быть в постоянной готовности «постоять за себя». И эти пережитки не так безобидны, как представляется на первый взгляд.
Жители больших городов хорошо знают, что обида и оскорбление, даже не нанесенные по небрежности и распущенности одному человеку, могут породить «цепную реакцию взаимных обид и оскорблений, испортить самочувствие и настроение большому количеству людей. Всем необходимо знать, что внутренняя культура неотделима от внешней, содержание поступка - от формы его выражения. Разумеется, возможны крайности в общении людей, связанные с полным пренебрежением к этике поведения, как и формальное соблюдение чисто внешней стороны этикета. Диалектика процесса воспитания в том и состоит, чтобы предупреждать и исправлять крайности во взаимоотношениях, чтобы ориентировать конкретную личность на гармоничность в поведении, в каждом своем поступке. Неумение себя вести, отсутствие культуры поведения и общения потенциально заключают опасность изоляции и вынужденного одиночества для человека.