В отрыве от исторического и социально-классового анализа эпохи, от характеристики господствующих в ней общественных отношений нельзя оценить и понять в том или ином случае способы человеческого общения. В каких бы разнообразных исторических и индивидуальных формах ни проявлялось общение, как бы оно ни отличалось в семье, в кругу близких друзей от случайных контактов, представляется возможным считать, что общение необходимо людям, они испытывают в нем непреодолимую потребность. Вне общения нет человеческой жизни, нет условий для развития и совершенствования личности.
Каждый человек проходит личные стадии включения в многообразные системы общественных связей. В семье (в общении с близкими) в учении и труде он постепенно усваивает принятые там эталоны взаимоотношений и правила поведения. Неизгладимый след оставляют в жизни человека нормы и принципы общения, усвоенные в детстве, в юности, ставшие привычными, приобретшие в процессе постоянного упражнения характер «второй натуры».