Говорящему же в целях беспрепятственного развития речи запрещается строить ее с таким содержанием, которое может нанести ущерб слушающему или слушающим. Ему предписывается быть осторожным и предусматривать возможность такого ущерба. Пословицы о речевых отношениях удобно излагать, группируя их таким образом, чтобы они, с одной стороны, соблюдали временную последовательность действий, т.е. говорение-слушание, а с другой - степень важности в становлении и ведении конкретной беседы. Исходя из этого правила, регулирующие речевые отношения в общении данными пословицами условно можно разделить на три подгруппы.
На первом месте выделяются пословицы о вежливости, о воспитанности, о предпочтении слова доброго и т. д. Вторая подгруппа пословиц акцентирует наше внимание на вопросах о порядке ведения беседы. Ошибок в построении беседы касается третья подгруппа пословиц.
«Формулы вежливости, на соблюдении которых настаивают пословицы и поговорки, делают возможным становление беседы. В любой беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, то есть отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием, предпочтение выслушиванию собеседника перед своей речью и наконец «уметь промолчать», не нарушив этикета беседы. Однако как часто мы в отношениях с собеседником забываем об этом. Как часто перебиваем и не дослушиваем, как часто вставляем свои реплики, когда нас об этом не просят и не ждут их от нас».