Роль факультативной формы обучения иностранному языку в высшей школе растет с каждым годом, и для этого существует целый ряд объективных причин. Кардинальные политические и экономические изменения в жизни страны затронули и высшую школу, цели, задачи и содержание обучения, и это в огромной степени относится к обучению языку. Большая открытость страны и введение рыночной экономики определили перемены в требованиях, предъявляемых к квалифицированному специалисту, к его уровню владения языком.
Раньше главная задача преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе состояла в том, чтобы научить студента читать тексты по специальности со словарем. Многие преподаватели со стажем помнят еще сдачу студентами пресловутых «тысяч». Поскольку основной целью обучения было подготовить квалифицированного специалиста, владеющего иностранным языком в объеме, достаточном для чтения соответствующей литературы по специальности, то основное внимание уделялось развитию навыков чтения (в первую очередь, конечно, изучающего, меньше - ознакомительного, просмотрового и поискового). Развитие навыков говорения обычно ограничивалось навыком реферирования текста. Расширение словарного запаса шло, главным образом, за счет пассивного вокабуляра. Навыкам неподготовленной монологической и диалогической речи, навыкам аудирования уделялось внимание в последнюю очередь, если уделялось вообще.