Для направления деятельности партнера в нужное русло говорящий (исходя из своих предположений о знании адресатом ситуации общения, о мотивах деятельности партнера, о степени возможности знакового управления его деятельностью и т.п.) формулирует свое высказывание таким образом, чтобы соотнести психическую картину действительности с лицом (деятелем), местом и временем. Диалог представляется динамической моделью координации деятельностей коммуникантов средствами языка.
«Жизнь по природе своей диалогична, - писал видный русский литературовед, философ, эстетик ММ. Бахтин.
Жить - значит участвовать в диалоге... В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью... Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни». Стало быть, в диалоге реализуются основные потребности людей по организации речевого взаимодействия для достижения необходимых им целей. Диалог как форма общения своего рода модель использования языковых средств для знаковой координации деятельности людей, а ситуативную модель обучения, направленную на создание аналога условий реальной коммуникации, можно считать наиболее оптимальной.