Диагностические тесты составляются с учетом следующих дидактических принципов:
1. Тест должен содержать только одну языковую трудность. Такое требование обычно предъявляется к программированным упражнениям, поскольку ответы в программированных упражнениях должны быть однозначными для возможности осуществления самоконтроля по ключам или с помощью контрольно-обучающих машин.
2. Грамматический тест должен излагаться только на знакомом лексическом материале с целью исключения дополнительных трудностей. Многими психологами отмечалось, что появление нескольких дополнительных трудностей при наличии временных связей может затруднить как восприятие материала, так и использование изучаемого материала на практике (Н.И. Жинкин). При диагностировании знаний грамматики наличие незнакомого лексического материала затруднит студенту ответ по интересующей нас грамматической теме и не позволит объективно оценить его знания. Поскольку дальнейшее продвижение по программе строится в зависимости от результатов диагностирования, неверный результат диагностирования может исказить дальнейшую программу работы.