Проверке понимания содержания текста может предшествовать фаза предтестирования. Она начинается с внимательного анализа текстового материала его составителем, целью чего является как определение ключевых фактов и важнейших деталей текста, так и прогнозирование смысловых и языковых трудностей, могущих затруднить адекватное понимание учащимися текста. Особенно это необходимо при обучении самостоятельному чтению, при котором важную роль играет самоконтроль. Проблема самоконтроля при понимании читаемого тесно связана с обучением самостоятельному чтению.
Современный инновационный подход к обучению языку предполагает развитие способностей студентов к самообучению на основе системы различных текстов (от элементарных до более сложных), сюжеты которых интересны и близки студентам. Тексты построены на основе уже известного лексико-грамма-тического материала, включающего строго дозированные трудности, преодолению которых учит вся система до- и послетекстовых заданий. При этом проводится обучение студентов грамотной и результативной работе со словарем и приемам языковой догадки.