В середине XVIII в. новое значение прилагательного classique перестало полностью совпадать с его осмыслением в латинском языке. Это стало уже очевидным, В 1753 г. Дидро писал в «Энциклопедии»; «Латинское прилагательное classicus не имеет того эке значения (valeur), какое свойственно французскому classique» 45.

Разные факторы способствовали развитию classique. Если в эпоху Возрождении образцовыми писателями считались лишь писатели Древней Греции и Древнего Рима, то в XVIII в., в эпоху Просвещения, положение меняется. Вольтер и Дидро отбирают крупнейших французских авторов XVII столетия с тем, чтобы объявить их образцовыми (classiques). Так создаются предпосылки для отрыва семантики прилагательного классический от представлений об античном мире. Все это не могло не способствовать дальнейшему развитию значений классический.

В конце XVIII и в начале XIX в. слово классический входит в новый ряд смысловых оппозиций. Оно теперь противопоставляется слову романтический, которое стало известно во Франции с конца эпохи Просвещения, но еще употреблялось по отношению к природе (романтический пейзаж). Только в 1820—1830 гг. его стали вводить в сферу литературы (романтическая литература). Еще в 1822 г. молодой Виктор Гюго заключил это прилагательное в кавычки: оно казалось все еще не общепринятым 46. Соответственно стали говорить и о классической литературе. Так, слово классический порывает со второй своей закрепленностью: оно может освобождаться не только от представления об античности (первая закрепленность), но и выходить за пределы устойчивых словосочетаний типа классические писатели, классические авторы (вторая закрепленность). Теперь это еще и антитеза к прилагательному романтический: в начале XIX в. можно было говорить о классической литературе в противоположность романтической 47.

Одновременно шло частичное «освобождение» classique от ассоциаций с античностью. Во второй половине XVIII в. и в начале следующего столетия это прилагательное стало применяться не только к образцовому автору античной эпохи, но ко всякому образцовому автору (auteur classique). Так зрели предпосылки для дальнейшего семантического движения: classique «образцовый вообще». Но это новое значение развивается параллельно с другим новым значением, вызванным противопоставлением classique — romantique.

______________________________________________________

45 Encyclopedic on Dictionnaire raisonne, v. III. Paris. 1758. p. 507.
46 A. Francois. Romantique, le mot et le sentiment en France au XVIII siecle. Annales de la Societe Jean—Jacques Rousseau, v. V. Geneve, 1910. pp. 25—37.
47 Одна из первых это противопоставление провела госпожа де Сталь в своей книге «О Германии» (1810). См. об этом Р. А. Будагов. История слов в истории общества. М., «Просвещение», 1971, стр. 224—239 (глава романтический — романтизм).

 

Страницы [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

 

Наверх Rambler's Top100
  • Мы в социальных сетях